Главная / Полезная Информация

Полезная Информация

Виды дорожных знаков

В настоящее время в приложении 1 к ПДД есть 8 разделов, в каждом из которых рассматривается отдельный тип дорожных знаков:

  • предупреждающие знаки;
  • знаки приоритета;
  • запрещающие знаки;
  • предписывающие знаки;
  • знаки особых предписаний;
  • информационные знаки;
  • знаки сервиса;
  • знаки дополнительной информации.

Дорожные знаки разбиты на группы таким образом, чтобы в каждой из групп находились знаки схожие по смыслу. Рассмотрим их подробнее. 

Предупреждающие знаки дорожного движения

Предупреждающие дорожные знаки - это самые полезные и безопасные для водителя знаки. Безопасность их состоит в том, что требования предупреждающих знаков нельзя нарушить, т.к. эти знаки ничего не запрещают и никак водителя не ограничивают. Основная функция таких знаков, как следует из их названия, предупреждать водителя о возможных опасностях и предостерегать его от дорожно-транспортных происшествий.

Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков. В основе большей части предупреждающих знаков лежит красный треугольник, который хорошо видно издалека. Исключение составляют лишь знаки приближения к железнодорожному переезду и знаки "направление поворота".

Знак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.4 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.6 Приближение к железнодорожному переезду
Знак 1.34.1 Направление поворотаЗнак 1.34.2 Направление поворотаЗнак 1.34.3 Направление поворота

Обратите внимание, все остальные предупреждающие знаки представляют собой треугольники. Еще раз повторю, что нарушить требования предупреждающих знаков невозможно, поэтому штраф за нарушение требований дорожных знаков в размере 500 рублей наложен быть не может.

Однако предупреждающие дорожные знаки могут предостеречь Вас от нарушений, за которые можно получить вполне реальное наказание. Рассмотрим пример со знаком "опасный поворот":

Знак 1.11.1 Опасный поворотЗнак 1.11.2 Опасный поворот

Если Вам встретился подобный знак на дороге, то никаких особенных действий предпринимать не требуется. Единственное на что следует обратить внимание, это тот факт, что через 150 - 300 метров вне населенного пункта или через 50 - 100 метров в населенном пункте на Вашем пути будет опасный поворот.

На опасном повороте в соответствии с пунктом 11.4 правил запрещен обгон. Соответственно, за обгон на опасном повороте водитель получит наказание в виде лишения водительских прав на 4-6 месяцев.

Обратите внимание, что между знаком "опасный поворот" и началом самого опасного поворота правила не запрещают выполнять обгон. То же самое относится и к участку дороги после опасного поворота.

Знаки приоритета

Знаки приоритета, в отличие от предупреждающих знаков, устанавливают преимущественное право проезда перекрестков, пересечений проезжих частей, а также узких участков дороги.

В данном случае следует обратить внимание, что за нарушение требований знаков приоритета, установленных на перекрестке, можно получить штраф в размере 1 000 рублей. За нарушение требований знаков приоритета вне перекрестков штраф составит 500 рублей.

Знаков приоритета всего лишь 13, поэтому запомнить их достаточно просто даже несмотря на то, что все они имеют разные форму и цвет.

Запрещающие дорожные знаки

Как следует из названия раздела правил, запрещающие знаки запрещают водителю выполнять определенные действия. Этот раздел достаточно обширный, а обозначения знаков не всегда соотносятся с их смыслом. Поэтому подробнее запрещающие знаки будут рассмотрены в отдельной статье.

Отмечу лишь, что чаще всего на дороге можно встретить следующие дорожные знаки: въезд запрещен (дорожный знак кирпич), движение запрещено, поворот запрещен, обгон запрещен, ограничение максимальной скорости, остановка и стоянка запрещена.

Знак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещен
Знак 3.20 Обгон запрещенЗнак 3.24 Ограничение максимальной скоростиЗнак 3.27 Остановка запрещенаЗнак 3.28 Стоянка запрещена

Рассмотрим небольшой пример с дорожным знаком въезд запрещен (кирпич). Наказание за нарушение требований этого дорожного знака напрямую зависит от того, на какую дорогу выезжает водитель. Например, выезд на территорию организации или на дворовую территорию будет рассматриваться как обычное нарушение требований дорожных знаков (500 рублей). Однако выезд на дорогу с односторонним движением повлечет штраф в размере 5 000  рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Предписывающие знаки

Предписывающие дорожные знаки являются противоположностью рассмотренных ранее запрещающих знаков. Предписывающие знаки позволяют выполнять лишь строго определенные действия строго определенным участникам дорожного движения.

Например, дорожный знак "велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов" разрешает движение только велосипедов и мопедов.

Знак 4.4.1 Велосипедная дорожка или полоса для велосипедистов

За нарушение требований предписывающих знаков могут накладываться различные штрафы. Например, за выезд на пешеходную дорожку водитель получит штраф в размере 2 000 рублей.

Знак 4.5.1 Пешеходная дорожка

Знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний сочетают в себе элементы как запрещающих, так и предписывающих знаков. Например, знак 5.19.1 "пешеходный переход" разрешает пешеходам пересекать проезжую часть, а знак "зона с ограничением максимальной скорости" запрещает превышать скорость на выбранном участке дороги.

Знак 5.19.1 Пешеходный переходЗнак 5.19.2 Пешеходный переходЗнак 5.31 Зона с ограничением максимальной скорости

Соответственно штрафы за нарушение требований знаков особых предписаний зависят от типа знака и могут изменяться в широких пределах.

Знаки дополнительной информации (таблички)

Знаки дополнительной информации служат для уточнения значений дорожных знаков из других разделов. Например, табличка "влажное покрытие" указывает, что действие знака распространяется лишь на период времени, когда покрытие дороги влажное.

Знак 3.20 Обгон запрещен
Знак 8.16 Влажное покрытие

Например, приведенное выше сочетание знаков означает, что обгон на дороге запрещен лишь тогда, когда покрытие влажное.

Отдельных штрафов за нарушение требований знаков раздела 8 не предусмотрено. Соответственно тип наказания определяется по знаку, который является основным и расположен над табличкой.

Новые знаки дорожного движения

Информационные знаки и знаки сервиса

Мы объединили информационные знаки и знаки сервиса в общую группу по двум причинам. Во-первых, дорожные знаки из этих двух разделов в большинстве своем носят исключительно информационный характер, т.е. ничего не разрешают и не запрещают. Во-вторых, в каждый из этих разделов были добавлены новые знаки дорожного движения во время последнего изменения правил (20 ноября 2010 года).

Для начала рассмотрим исключение. Существуют 2 информационных знака, которые могут запрещать водителю:

Знак 6.3.1 Место для разворотаЗнак 6.3.2 Зона для разворота

Каждый из этих знаков разрешает разворот, но запрещает поворот налево.

Рассмотрим новые дорожные знаки из разделов 6 и 7:

Знак 6.20.1 Аварийный выходЗнак 6.20.2 Аварийный выходЗнак 6.21.1 Направление движения к аварийному выходуЗнак 6.21.2 Направление движения к аварийному выходуЗнак 7.19 Телефон экстренной связиЗнак 7.20 Огнетушитель

Итак, первые 4 знака предназначены для того, чтобы упростить пешеходу поиск аварийного выхода из тоннеля. Водителю, управляющему автомобилем, они вряд ли пригодятся, т.к. направление аварийного выезда они не показывают.

Информационные знаки "телефон экстренной связи" и "огнетушитель" указывают на соответствующие элементы дорожной инфраструктуры. Все 6 новых знаков носят исключительно информационный характер.

Полезно знать

Люди бывают разные. Инспектора ДПС - тоже люди. Значит, и они бывают разные. Один окажется доброжелательным, весёлым, жизнерадостным и честным, другой - хмурым, неприветливым и нечистым на руку. Один радеет за безопасность движения, другой хочет набить свой карман. А что делать водителю, если он наткнется на такого оборотня в погонах? Вы удивитесь, но способы защиты есть, и весьма действенные. И их немало. Важнейший из них - знание законов, а именно - ПДД пусть неглубокое. Тем более, что инспектора в своем большинстве их знают весьма поверхностно, а соблюдать обязаны.

Разберемся, как можно избежать самоуправства. Подчеркнем особо: никто не призывает вас нарушать ПДД, речь идет исключительно о самоуправстве инспекторов, которое, увы еще не изжито, и о головотяпстве дорожников, которые порой развешивают знаки как попало и не следят за тем, чтобы они были видны.
Начнем с того, что ПДД - это не просто яркий буклет. Это - Закон. На титульной его странице черным по белому сказано: "Утвержден Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации". Это означает, что ПДД обязаны выполнять все граждане России, включая инспекторов ДПС. И каждый пункт обязателен к исполнению Закон нарушать нельзя!
Что ж, откроем ПДД на странице, посвященной дорожным знакам. Это Приложение 1. А там большими буквами написано: "Дорожные знаки по ГОСТу Р 52289-2004 и Р 52290-2004". Эта короткая надпись означает только одно: в Законе под названием "ПДД" юридической силой обладают только те знаки, которые соответствуют ГОСТам. Если же знак не соответствует ГОСТу, то и к ПДД он не имеет отношения. Следовательно, соблюдать его водитель не обязан!
А в ГОСТах много есть интересного.

 

ГОСТы-2.jpg
Скажем, какой из знаков ограничения скорости правильный?

 

А он здесь только один - справа внизу. Все остальные - недействительны! Потому что не соответствуют ГОСТу.

Здесь важно все - и шрифт, и размеры (допустимые отклонения - 1мм!), и цвет.
Неправильный знак - это неработающий знак. Его можно игнорировать. Так и скажите инспектору.
Скажете, таких "самопальных" знаков не бывает? Еще как бывают! Вот пример:

ГОСТы-3.jpg


Теперь вы знаете, что эти знаки "40" не имеют силы. Их как бы нет. Потому что не соответствуют ГОСТу. А ПДД, напомним, говорит только о знаках, соответствующих ГОСТу

ГОСТы-4.jpg

Насколько важно знать правильное "написание" символов и картинок? Вот вам пример. Два знака "остановка запрещена" с табличкой 8.24 "работает эвакуатор". А ниже - табличка, соответствующая ГОСТу.

Допустим, вы оставили машину под знаком, чтобы забежать в аптеку. Вернулись - машины нет. Увезли на штрафстоянку. Вам придется раскошелиться на круглую сумму и потерять немало времени, чтобы вызволить автомобиль. Но потом вы можете отсудить все деньги обратно, через суд, да еще потребовать компенсацию. За потерянное время, за эмоциональный стресс и за что-нибудь еще, что придет в голову. И дело выиграете легко. Табличка не соответствует ГОСТу? Значит, ПДД на нее не распространяются. Это не ГОСТовская табличка, а какой-то рисунок. Мало ли что рисуют люди? Ну а если таблички нет - то, стало быть, ваш автомобиль не имели права эвакуировать. Следовательно, вы столкнулись с самоуправством. Вас должны были оштрафовать за остановку в неположенном месте. И всё! Никаких эвакуаторов! Так что будьте любезны - возместить.

ГОСТы-5.jpg

Если знаки висят внахлест, они тоже не соответствуют ГОСТу.

Читаем ГОСТ Р 52289-2004: "5.1.13. Расстояние между ближайшими краями соседних знаков, размещенных на одной опоре и распространяющих свое действие на одну и ту же проезжую часть, должно быть 50-200 мм.". Вот так. Без вариантов. Расстояние 50-200 мм должно быть. Нет расстояния - ГОСТ нарушен - нет знаков.
Законом установлено: знаки должны соответствовать ГОСТу. В Законе ничего не сказано о знаках, ему не соответствующих. Значит, эти знаки вне Закона.  

 

ГОСТы-6.jpg

Еще две цитаты, ГОСТ 52289-2004:
4.3. Знаки и светофоры ... размещают таким образом, чтобы они ... не были закрыты какими-либо препятствиями (рекламой, зелеными насаждениями, опорами наружного освещения и т.п.)
5.1.4. Расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
Смело отходите по проезжей части на 100 метров. Виден знак? Хорошо. Не виден? Значит, он не действует.  

 

ГОСТы-7.jpg
ГОСТы-8.jpg

Еще цитата из ГОСТа, 52289-2004:

5.1.8.Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре (сверху вниз, слева направо), кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом, должна быть следующей:
- знаки приоритета;
- предупреждающие знаки;

- предписывающие знаки;
- знаки особых предписаний;
- запрещающие знаки;
- информационные знаки;
- знаки сервиса.
Таблички вешаются под знаком.
Излишне говорить, что знаки на этих фото не соответствуют ГОСТу потому, что нарушена очередность размещения, а таблички - не на месте.

ГОСТы-9.jpg

 

Бывают и такие казусы. Знак 5.5 "одностороннее движение" вместо знака 5.15.2 "направление движения по полосам". Размещены неверно, значит - не имеют силы

Ну а знак 2.1 "главная дорога" одновременно с 2.4 "уступи дорогу" совсем не имеет смысла. Это уже из области больного воображения.  

 

ГОСТы-14.jpg

Тут вам все нарушения ГОСТов сразу. Во всех случях, кром знака "жизнь закончилась", у которого уж очень философский смысл. 

ГОСТы-15.jpg

Ну а это шедевры небанальной работы мысли сотрудников дорожных служб Назвать знаки можно было бы, скажем "движение только направо, но оно запрещено" и "одностороннее движение по встречке"

 

ГОСТы-16.jpg

 ГОСТы-10.jpg

Случаются и вовсе фантастические истории со знаками. Например, знаменитый в округе мост через реку Уфу. Знаменит был своим дорожным знаком, 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Обычный с виду знак обладал совершенно удивительным свойством – днем запрещал движение через мост грузовых транспортных средств, общая фактическая масса которых согласно ГОСТу больше 8 тонн, а ночью – тех же самых средств согласно тому же ГОСТу, но массой больше 16 тонн. Поэтому КАМАЗы ездили через мост исключительно ночью. Во избежание неприятностей с местным инспектором ДПС, который имел привычку время от времени прогуливаться неподалёку.

Загадка оказалась простой: дорожники не нашли знака с подходящей цифрой, и поэтому взяли первый попавшийся, закрасили где надо черной краской и нарисовали цифру «8». Но, видимо, краску они нанесли слишком тонким слоем. В итоге ночью «родные» цифры, нанесенные особой, световозвращающей краской, проступали в свете фар так четко, что и следа самодельной восьмерки видно не было. Днем же, при рассеянном свете Солнца, к знаку было не придраться: натуральные 8 тонн.

Госты установки дорожных опор

На дорогах вне населенных пунктов опоры знаков следует устанавливать за пределами обочин на бермах, присыпанных к обочине (рис. 3.3, а), откосах насыпи (рис. 3.3, б), на полосе отвода за боковой канавой (рис. 3.3, в) или над обочинами (рис. 3.3, е). Расстояние от кромки проезжей части, до ближайшего к ней края знака должно составлять от 0,5 до 2 м, а до края знаков предварительного указания направлений от 0,5 до 5 м. На горных дорогах допускается установка опор на обочинах в стесненных условиях. При этом расстояние между кромкой проезжей части и ближайшим к ней краем знака должна составлять не менее 1 м (рис. 3.3, г).

Рис. 3.3. Способы установки знаков на дорогах вне населенных пунктов

 

Опоры рекомендуется устанавливать за парапетом со стороны откоса, встраивать в блоки парапета или устанавливать между отдельными блоками парапета. На участках, где установлены балочные или тросовые ограждения, рекомендуется располагать опоры знаков за ограждениями со стороны откоса, ближе к опорам ограждений или закреплять непосредственно на опорах ограждений. Разрешается установка знаков на разделительной полосе для дублирования знаков, расположенных с правой стороны дороги или над проезжей частью. На разделительной полосе вогнутого профиля следует устанавливать опоры ближе к проезжей части того направления движения, для которого предназначен знак. Край знака не должен выступать за линию ограждения (рис. 3.3, д).



Знаки предварительного указания направлений и указатели расстояний следует устанавливать на опорах, расположенных на присыпанных к обочине бермах (рис. 3.4, а), откосах насыпей и выемок (рис. 3.4, б) или на полосе отвода за боковой канавой (рис. 3.4, в). На участках, где установлены ограждения, опоры знаков следует располагать ближе к опорам ограждений так, чтобы расстояние между краем знака и опорой было не менее 0,75 м (рис. 3.4, г). Предварительные указатели направлений рекомендуется закреплять на наклонных опорах, установленных рядом с земляным полотном дороги (рис. 3.4, д) или на откосах выемок (рис. 3.4, е). Такая конструкция опор позволяет располагать край знака на расстоянии 0,5 - 1 м от бровки земляного полотна, не устанавливая ограждения.

Рис. 3.4. Способы установки предварительных указателей направлений

На участках, где опоры невозможно установить на откосе насыпи или рядом с земляным полотном, щиты знаков рекомендуется размещать над обочинами или проезжей частью на Г-образных опорах (рис. 3.4, ж). На дорогах I - II категории знаки можно устанавливать над проезжей частью на П-образных опорах, тросах-растяжках. Опоры несущих конструкций должны располагаться на берме на расстоянии не менее 0,5 м от бровки дороги или края разделительной полосы (рис. 3.4, з, и).

В населенных пунктах знаки следует устанавливать на индивидуальных опорах (рис. 3.6, а), на одной колонке со светофором (рис. 3.6, б), на кронштейнах, прикрепленных к осветительным мачтам, опорам контактной сети трамваев и троллейбусов (рис. 3.6, а, г) или стенам зданий (рис. 3.6, д), на тросах-растяжках, прикрепленных к зданиям (рис. 3.6, е), натянутых между зданием и специальной опорой или между осветительными мачтами (рис. 36, ж). Допускается установка знаков над сигнальными тумбами с искусственным освещением (рис. 3.6, з). 

Расстояние от нижнего края знака (без учета таблички) до поверхности дорожного покрытия должна составлять: от 1,5 до 2 м - при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов, от 2 до 4 м - в населенных пунктах; от 5 до 6 м - при размещении над проезжей частью или обочиной.

Знаки должны быть удалены от проводов осветительной сети не менее чем на 1 м, а от проводов сети высокого напряжения не менее чем на 2,5 м (рис. 36, е). В пределах охранной зоны высоковольтных линий подвеска знаков на тросах-растяжках запрещается.

Рис. 3.6. Способы установки знаков в населенных пунктах

Знаки размещаются над обочиной (или проезжей частью) в следующих случаях:
а) на участках, где невозможно боковое размещение знака;
б) когда это единственный способ, обеспечивающий хорошую видимость знака;
в) при необходимости регулирования движения по отдельным полосам;
г) при интенсивном движении крупногабаритных транспортных средств.

. В зависимости от взаимного расположения знаков на одной опоре очередность их расположения определяется в соответствии с рис. 3.7. Предпочтительно располагать знаки по горизонтали.

Последовательность расположения нескольких знаков на одной опоре

Рис. 3.7. Последовательность расположения нескольких знаков на одной опоре

Очередность размещения знаков разных групп на одной опоре должна быть следующей: знаки приоритета; предупреждающие знаки; предписывающие знаки; запрещающие знаки; информационно-указательные знаки; знаки сервиса. При размещении на одной опоре знаков одной группы очередность их расположения определяется номером знака в группе.

Исключение. Если при выезде на дорогу с односторонним движением устанавливается несколько знаков, то знаки 5.7.1 и 5.7.2 располагаются над другими знаками (рис. 3.8).

Последовательность расположения нескольких знаков на одной опоре

Рис. 3.8. Примеры размещения знака 5.7.1 или 5.7.2 на одной опоре с другими знаками

Стойки дорожных знаков могут быть изготовлены из различных материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость под действием расчетной ветровой нагрузки, при мойке знаков ручным и механизированным способом, а также исключающих возможность преднамеренного повреждения стоек отдельными лицами. Для этой цели чаще всего используют Стойки из Трубы Диаметром 76мм.

Длина стоек дорожных знаков определяется из условия, что высота нижнего края знака над поверхностью проезжей части должна составлять не менее 2 – 2,5 м плюс величина заглубления стойки в грунт. При этом верхний край знака должен возвышаться над верхним концом стойки на 0,15 м.

 

Как правильно подобрать зеркала

 

Размер зеркала дистанция до объекта
300мм 3 метра
400мм 5 метров
500мм 7 метров
600мм 9 метров
700мм 11 метров
800мм 13 метров
900мм 15 метров
1000мм 17 метров
1200мм 19 метров
600*400мм 7 метров
800*600мм 11 метров